Неисполнение договора в срок и обязательств по нему. Что делать?

Нарушение или неисполнение обязательств, условий договора контрагентом. Что выбрать? Отказ от договора или принуждение контрагента к его исполнению?

 

Всем понятна такая вещь, что главная основа нашей жизни это договора.

Всегда важно хотеть и уметь договариваться.

Договора это и основа любых имущественных, в том числе хозяйственных, отношений: будь то поставка товаров, или выполнение строительных работ, или услуги по обслуживанию оборудования.

На западе даже существует такое явление как джентльменский договор (или соглашение). Он заключается в устной форме и не переносится на бумагу. Считается, что слова джентльмена достаточно и его неисполнение — редкость. Каждый дорожит своей репутацией. У нас это принято, к сожалению, только по сделкам, заключаемым на незначительные суммы.

Итак, заключен договор, и хорошо, когда все идет гладко, а стороны исполняют каждая свою часть договора. Тогда и то, что в нем написано, и насколько юридически грамотно оформлен договор, зачастую не важно.

Но нередко встречаются ситуации, когда из партнера Ваш контрагент по договору превращается в оппонента: вместо выполнения своих обязательств начинает рассказывать всякую чепуху, пропадать, а появляясь долго жаловаться на жизнь. Деньги то ему уже заплатили, но он не спешит исполнять обязательства по договору, а если говорить напрямую- налицо простое его неисполнение. Как поступить? Отказаться от договора и вернуть деньги, либо принудить, теперь уже оппонента к исполнению его части ? Какую ответственность за неисполнение обязательств по договор он должен нести ?

 

Рассмотрим это на конкретном примере.

Допустим Вы успешный коммерсант и приняли решение о расширении своего производства. Хотите построить дополнительные цеха. Или цеха уже построили и планируете построить для себя новый жилой дом.

И в том, и в другом варианте, Вы ангажируете строителей и заключаете договор на поставку строительных материалов. Пусть это будет договор поставки кирпича. Поставщик клянчил большой аванс, ссылаясь на большие производственные затраты по его изготовлению.

Вы подписали контракт, заплатили аванс 70 % от стоимости всего товара, и стали ждать, когда же его привезут. Срок был установлен к примеру три месяца от даты перечисления аванса.

И не дождались. Так как прошло четыре месяца, или даже пять, а частично оплаченного товара так и не дождались.

Что делать? А вот здесь все зависит исключительно от Ваших потребностей. Вам необходимо ответить на один единственный вопрос – нужен он уже или нет. Ведь прошло уже много месяцев.

 

 

Вариант 1. Возвести основные конструкции здания (дома), стены и обустроить крышу необходимо было сделать до наступления зимы. А с учетом просрочки уже не успеть. Зачем теперь принимать этот кирпич, с которым зимой никто работать не будет. Тогда его нужно будет еще и охранять. А это затраты.

Либо упреждая подобную грустную ситуацию, Вы купили кирпич у другого продавца. Но уже дороже, так как привезти он согласился его в два раза быстрее, чем первый горе-предприниматель.

Тогда первая партия Вам и вовсе не нужна. Ни в этом году, ни в следующем.

Неужели если поставщик проснется через год, то придется принять у него заказанный товар и платить ему окончательный расчет ?

Не придется потому что другая сторона нарушила сроки выполнения. Законодатель об это позаботился.

 

Законодательный тезис 1. Должник считается просрочившим, если он не приступил к выполнению обязательства, либо не выполнил его в срок, установленный договором или законом.

Кроме того, закон гласит, что если в результате просрочки должника исполнение обязательства в натуре утратило интерес для Вас, как кредитора, Вы можете отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.

Иными словами если есть просрочка, а необходимость в этом товаре уже отпала, Вы смело имеете право его не принимать (отказаться от его принятия).

Это применительно к какому-то договорному обязательству вообще.

 

Законодательный тезис 2. Применительно конкретно к договору купли-продажи. В законе указано, что если Ваш контрагент, получив сумму предварительной оплаты, не передал товар в установленный срок, то Вы имеете право потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты.

То есть, здесь прямо предусмотрена альтернатива Вашего поведения. И основой такой альтернативы опять же является Ваша дальнейшая потребность в товаре, с учетом факта просрочки.

Какие Ваши действия, в случае утраты необходимости в поставке ?

Вам необходимо письменно его об этом уведомить оппонента, сообщив ему, что была его просрочка, результатом которой является отсутствие необходимости в товаре.

В этом же письме необходимо потребовать восстановления имущественного статус-кво:

  1. Потребовать вернуть аванс.

  2. Если Вы, как указано выше купили этот же товар, но дороже и быстрее у другого поставщика – потребовать возместить разницу в цене.

  3. Если есть убытки потребовать их возместить.

  4. Потребовать уплатить предусмотренные договором штрафные санкции за просрочку поставки.

Если теперь уже бывший партнер упирается и отмалчивается, необходимо обращаться в суд, чтобы заставить понести ответственность за неисполнение договора в срок, с требованием о взыскании с него штрафных санкций описанных выше .

В этом случае суд взыщет в Вашу пользу денежные средства, а в случае невыполнения решения суда оппонентом – Вы обратитесь за принудительным его исполнением.

 

Вариант 2. Кирпич Вам все-таки нужен. Вы занимаете простую позицию: договор был, аванс был, кирпич тоже должен быть поставлен. По принципу: «Вавилон должен быть разрушен».

Значит Вы можете написать оппоненту письмо с требованием немедленно совершить поставку.

А можете сразу подавать иск в суд с требованием о принуждении Вашего оппонента к совершению определенных действий. А именно - к выполнению своих договорных обязательств по поставке в Ваш адрес.

Это требование также может быть совмещено с требованием о взыскании с оппонента предусмотренных договором штрафных санкций за просрочку поставки.

А если у Вас есть убытки, то можете требовать их возмещения по суду.

Кроме того, если кирпич Вам нужен больше, чем уплата штрафных санкций и компенсация убытков, эти суммы можете использовать как стратегический предмет торга, намекая оппоненту, что откажетесь от них (в какой-то части), если доставка кирпича будет ускорена.

В этом случае суд заставит контрагента выполнить договор и обяжет его осуществить поставку, а в случае невыполнении решения суда оппонентом – Вы обратитесь за принудительным его исполнением.

 

И еще один интересный момент в заключении.

Как видно из вышеизложенного оба варианта Вашего поведения объединяются не только определенным единоначалием (единым основанием, дающим Вам право действовать как по варианту 1, так и варианту 2, так и единым правом на возмещение убытков, если таковые были причинены.

В большинстве подобных эпизодов причиненные убытки имеют форму дополнительных расходов, понесенных Вами по причине просрочки доставки. Например, оплата простоя нанятой строительной бригады. Но бригада – ладно, расстроилась и ушла на другой объект.

А вот если Вы наняли строительную технику, еще и крупногабаритную, которую просто так не увезешь. Ее простой придется оплачивать.

Вот эти расходы и возможно предъявить Вашему оппоненту к оплате, в качестве убытков.Предварительно, конечно документально их подтвердив.

 

 

Вы столкнулись с неисполнением обязательств по договору, контрагентом или недобросовестным продавцом? Они нарушают сроки оплаты или доставки? Вы желаете заставить их выполнить договорные обязательства и взыскать штрафные санкции за неисполнение условий или за нарушение сроков выполнения работ ?

Вы сомневаетесь в своих силах? Приходите к нам!

Наши специалисты помогут разрешить сложившуюся ситуацию в Вашу пользу и обеспечат сопровождение на всех этапах вплоть до судебного процесса и последующего его исполнения!

Форма обратной связи:

Вы не ввели имя
Вы не ввели контакты
Вы не ввели контакты
Вы не ввели сообщение

Все поля обязательны к заполнению

Ваше сообщение успешно отправлено

В ближайшее время с Вами свяжется специалист нашей компании и ответит на вопросы.

Спасибо за обращение!