Новости

Проблемы законодательного регулирования проведения референдумов обсудили в Верховной Раде

24.09.2018 20:00Источник: Медиа портал «Алиби»

В Комитете Верховной Рады Украины 24 сентября с. г. состоялся международный круглый стол «Проблемы законодательного обеспечения проведения референдумов в Украине». Международный круглый стол был организован Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия в сотрудничестве с Центром политико-правовых реформ и международными организациями.

Открывая мероприятие, модератор круглого стола Александр Черненко, председатель подкомитета по вопросам выборов и референдумов напомнил, что в Украине отсутствует механизм реализации права на референдум, что делает невозможным их организацию и проведение.

Дело в том, что в результате обращения в 2014 году 57 народных депутатов, в апреле с. г. Закон «О всеукраинском референдуме» 2012 года (Закон 2012 года) был признан неконституционным (решение Конституционного Суда Украины (КСУ) № 4-р/2018 от 26 апреля 2018 года). Критики Закона 2012 года, среди которых и субъекты конституционного обращения, разработали свое видение законодательного регулирования проведения и организации референдумов. Так, в 2015 году в парламенте был зарегистрирован законопроект о всеукраинском референдуме (№ 2145а), который и стал предметом дискуссии круглого стола.

Народный депутат Украины Светлана Залищук, которая является одной из авторов законопроекта №2145а, в начале своего выступления подчеркнула, что понятие «референдума» в последнее время используется в контексте опасности, что связано с нашим национальным опытом. «Несмотря на такой негативный контекст, мы должны осознавать, что референдум – это демократичный способ волеизъявления, и наше задания – не дать злоупотреблять этим демократичным инструментом», – считает народный депутат Украины.

Говоря, о причинах признания Закона 2012 года неконституционным, участники дискуссии в частности, отметили следующее. Так, Закон 2012 года не предоставлял политическим партиям возможность быть субъектами процесса референдума, а наоборот позволял органам государственной власти иметь чрезмерные полномочия влиять на процесс проведения референдумов, а также не предлагал ни одного эффективного механизма для участия международных наблюдателей, которые контролировали б процесс проведения референдумов.

В свою очередь авторы законопроекта №2145а попытались учесть все вышеперечисленные замечания КСУ. Так, законопроект №2145а наделяет политические партии статусом субъекта референдума, которые в свою очередь, могут агитировать за и против проведения референдума. Учтен также и принцип равенства между оппонентами и сторонниками референдума. Светлана Залищук заявила, что таким образом законопроект обеспечит государство от проведения манипулятивных референдумов. Автор законопроекта также сообщила о намерениях направить законопроект №2145а в Венецианскую комиссию.

Замечания к законопроекту №2145а высказал народный депутат Украины 3-6 созывов Юрий Ключковский, а именно относительно усовершенствования очертания предмета референдума. По мнению Юрия Ключковского, на референдумы должны выноситься только вопросы об отмене закона или его отдельных положений, а не принятия новых: «По народной инициативе может существовать только народное вето. Компетенции народа сказать, что закон плохой может быть достаточно, но заменить его хорошим законом, как правило, будет не хватать».

Форма обратной связи:

Вы не ввели имя
Вы не ввели контакты
Вы не ввели контакты
Вы не ввели сообщение

Все поля обязательны к заполнению

Ваше сообщение успешно отправлено

В ближайшее время с Вами свяжется специалист нашей компании и ответит на вопросы.

Спасибо за обращение!