Новости

НПУ предоставила оценку антирейдерским новациям законопроекта №9311

03.12.2018 22:00Источник: Медиа портал «Алиби»

Обнародована позиция Нотариальной палаты Украины относительно проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления гарантий защиты государством права собственности» (№№9311).

В частности, в анализе законопроекта коснулись новаций, направленных на преодоление рейдерства.

1. По статистическим данным Министерства юстиции Украины, 90% рейдерских захватов в Украине сегодня осуществляются через незаконные регистрационные действия, совершаемые государственными регистраторами коммунальных предприятий и их филиалов (аккредитованных субъектов государственной регистрации), полномочия которых данным законопроектом предлагается ликвидировать.

НПУ поддерживает данную инициативу и с целью предотвращения в будущем таких неудачных реформ в системе органов, осуществляющих государственную регистрацию, отмечает причины возникновения такой неутешительной статистики:

- отсутствие квалификационных требований к данным субъектам;

- отсутствие требования сдачи квалификационного экзамена;

- отсутствие свидетельства на право осуществлять такую деятельность;

- отсутствие установленной ответственности этих лиц в виде лишения такого свидетельства.

В свою очередь НПУ обращает внимание на опасность введения законопроектом новых субъектов государственной регистрации — государственных унитарных предприятий, что является фактически заменой печально коммунальных предприятий и их филиалов, с единственным отличием, что будут создаваться они по решению правительства.

2. Законопроектом №9311 НЕ решаются вопросы устранения пробелов законодательства, регулирующего деятельность ООО и ОДО в части требований к нотариальному удостоверению документов, предоставляемых государственному регистратору, а именно: решений органов управления юридического лица об изменении состава участников, изменении размера уставного капитала, смены руководителя соответствующих хозяйственных обществ и тому подобное.

Нотариальная палата Украины обращает внимание, что возможно введение на уровне закона нотариального заверения подлинности подписи на таких документах с обязательным использованием специальных бланков нотариальных документов.

3. Законопроектом №9311 по непонятным причинам устраняется трехдневный срок, установленный для государственных регистраторов на передачу сформированных регистрационных дел в органы, которые осуществляют хранение регистрационных дел в бумажной форме, что создает дополнительное поле для злоупотреблений.

4. Законопроектом №9311 не предписаны также эффективные механизмы по повышению защиты входа в государственные реестры от несанкционированного доступа и урегулированию порядка осуществления контроля в этой сфере, что является чрезвычайно важным инструментом борьбы с незаконным захватом имущества и бизнеса и преодолением коррупции в сфере контроля государственной регистрации .

5. Законопроектом №9311 оставлен без внимания механизм публичного доступа граждан и бизнеса к информации относительно адресов, средств связи с соответствующими государственными регистраторами, не предложены механизмы создания Реестра государственных регистраторов Украины.

6. Законопроектом №9311 по непонятным причинам внедряется автоматическое прекращение записей об обременении прав, содержащихся в Государственном реестре прав с момента государственной регистрации приобретения такого обременения по истечении семи лет, если соответствующий инициатор такого обременения не совершит действий, направленных на продление срока его действия.

Следует отметить, что указанная норма приведет к злоупотреблениям и чрезмерной нагрузке, например, на следственные органы (в отношении публичных обременений), граждан и юридических лиц (в отношении частных обременений), которые должны будут отслеживать соответствующее течение семилетнего срока и своевременно принимать меры, направленные на продление срока действия таких записей, а в случае непринятия таких мер по разным причинам возможно нарушение законных прав и интересов государства, граждан и бизнеса, уверены в НПУ.

7. Законопроект №9311 предоставляет заинтересованным лицам возможность заключения договоров отчуждения долей в уставном капитале хозяйственных обществ не только в нотариальной форме, но и с использованием ЭЦП.

Однако законопроектом не учтено, что при заключении указанных договоров без их нотариального удостоверения, а только с использованием ЭЦП непроверенными остаются факты:

- наличия/отсутствия публичных и/или частных обременений на долю в уставном капитале, являющихся предметом договора;

- согласия другого супруга на отчуждение доли, которая является общим имуществом супругов;

- пребывания отчуждателя в Едином реестре должников;

- наличия/отсутствия налогового залога;

- соблюдения законодательства и положений учредительных документов относительно установленных процедур продажи/уступки корпоративных прав;

- соблюдения преимущественного права покупки доли.

Форма обратной связи:

Вы не ввели имя
Вы не ввели контакты
Вы не ввели контакты
Вы не ввели сообщение

Все поля обязательны к заполнению

Ваше сообщение успешно отправлено

В ближайшее время с Вами свяжется специалист нашей компании и ответит на вопросы.

Спасибо за обращение!